25 августа 1981 г. Дефицит во всём
Дочки прокололи уши в парикмахерской, сначала Власта, через два дня решилась и Влада.
Шептухин, не стесняясь, признал, что он тугодум. Обычно это не говорят. Я тоже считаю себя тугодумом, но таких, как я, большинство, про нас говорят — "лестничный юмор". Находим что сказать, на лестнице, когда дверь закроется. У меня и реакция замедленная, в чём убедился, когда в юности занимался фехтованием. Но по сравнению с Шептухиным, у меня интеллект и сообразительность выше.
Скоро сорок лет, пора подводить итоги, и не чему. Ещё не жил и ничего не успел сделать. И кто знает, что можно сделать и для чего? Для детей? Вырастить эгоистов? Проторенный путь не всегда лучший. Моё голодное детство отучило меня от авантюр, сразу начинаю думать, не будет ли хуже, чем есть, вероятно, многое упустил, но и уберегся от многих неприятностей.
1 сентября. Один за другим умирают узники Лонг Кеш в результате голодовки за признание статуса политзаключенных. Такой массовый героизм в капиталистической стране потрясает. Нас приучили считать, что на подобное геройства способны только коммунисты. А тут на тебе! Какие-то ирландцы.
И то сознание, что "правда" должна бороться в нашей стране, наполняет душу горечью. Да, правда побеждает. Но не всегда. И не у всех достает сил бороться за правду до победного конца. И почему за правду надо бороться? Тем более в нашей стране, которая кичится тем, что она самая справедливая, что всё сделано для народа, живи и радуйся. У правды должны быть такие права и полномочия, что не должно быть и речи о борьбе за нее. Ныне кривда одерживает верх. И у многих опускаются руки, и теряется вера в справедливость.
Обыденность и будничность гнетет, давит, опустошает. Невольно думаешь, что где-то кипит жизнь, а ты вынужден прозябать.
Выхожу на улицу. Тысячи людей проходят мимо, с невозмутимыми лицами. Никому нет дела до меня. Напрасно вглядываюсь в их лица. Чего я жду? Что ищу? У всех свои заботы. Жизнь скользит сквозь пальцы. Голова пустая. Ничего не могу придумать интересного. Все мысли о предстоящем переезде, злость берет, что переезд всё откладывается. Кажется, уже терпения не осталось.
Это надругательство над человеком — жить в малосемейке. В коммунальной квартире — другое дело, признаёшь неизбежность, а здесь не выдерживают нервы, когда встречаешься с абсолютным хамством и полнейшим пренебрежением. Они считают, что если я не ворую, то я и не человек, так как у меня нет таких возможностей, какие имеют они.
Почти каждый день, делая пробежку, забегаю к будущему своему дому, к которому пока не привык. Строители объяснили, что дом не будут заселять, пока не утеплят трубы и не забетонируют подвал.
— И долго это?
— Как сейчас работаем, то долго.
Действительно, было 11 часов дня, а они сидели на скамейке, и не видно, что они сегодня уже работали.
2 сентября. Кончил читать "Госпожу Бовари", и в недоумении. Почему Флобер сказал: Эмма — это я. Он описал потаскуху, которая бесится от безделья, и нет у нее возвышенной души, которая погибала бы в прогнившем обществе, как сказано в аннотации.
Владимир Мисюк прочитал эти слова и поразился, как я посмел так её назвать, мол, это Флобер, а ты кто? А что делать, если я так подумал?
Этак можно оправдать любую проститутку, мол, виновата не она, а общество. Но если события происходят соц. обществе, то критики, как один, уверяют, что виновата она, такая-сякая, с прогнившей душонкой. Всё можно заставить лить воду на свою мельницу.
Много позже прочитаю у Милана Кундеры, что фразой «Госпожа Бовари — это я» мы обязаны посредственной писательнице Амели Боске, которая написав разгромные статьи о «Воспитании чувств», однажды спросила у Флобера о прообразе Эммы Бовари, и тот якобы так ответил. Амели передала эту ценную информацию некоему господину Дешерму, и тот распространил её по всему свету. Мы любим раскрытые тайны и чеканные формулировки.
Вчера бегал 56 минут. Второй раз в сторону профилактория. Эту неделю работаю в третью смену. Удобно лишь тем, что работаю шесть часов, но потом весь день вареный.
Девочки сегодня не учились. В новой школе, вблизи которой они будут жить, много недоделок, и им пришлось делать уборку в классе. Очень многие родители приходят помогать. Три дня назад прошли дожди, и к школе не подойдешь из-за грязи.
Остановили хлебозавод на ремонт, в городе перебои с хлебом. Люди паникуют, ползут слухи, мол, нет муки, набирают по пять буханок, сушат сухари. Реуцкий рассказал, что его друг приехал из Гурьева, там всё по талонам, даже макароны, маргарин, масло. Ямполец говорит, что на границе с Польшей люди голодают, зато видят проходящие составы из России в Польшу, где их встречают представителя "Солидарности", выгружают продовольствие и у всех на глазах сжигают, мол, нам от русских ничего не надо.
Весь польский народ настроен в антисоветском духе. Прошли те времена, когда предоставляли независимость по первому требованию, как Ленин — Финляндии. С каждым днем положение становится всё хуже и никто не знает, чем это закончится. Если бунт даже и подавят, то глухое недовольство все равно останется. Положение, как на пороховой бочке. Эта трескотня про нейтронную бомбу уже надоела. Всё как в басне Крылова "А Васька слушает да ест". Только и разговоров, что про Намибию и нейтронную бомбу, Анголу. Почему-то молчат про нападение Китая на Вьетнам. Изредка в газетах коротенькие заметочки. Снова подняли цены на журналы и газеты. Жизнь дорожает.
3 сентября. Весь день проспал. Голова тяжелая, не смог заставить себя сделать пробежку. Вечером посмотрел матч с чехами на кубок Канады, 1:1. Если так будут играть, не видать нашим кубка.
Перед самой работой с большим интересом смотрел " Что? Где? Когда?"
Были очень слабые вопросы, на некоторые ответил бы без обдумывания, то есть знал. Почему "золотое руно" называется золотым? Недавно в журнале была напечатана гипотеза, что с овечьей шкуры " колхи" намывали золото, расстилая ее на дно реки, и крупинки золота застревали в шерсти. Ответ на последний вопрос не стал слушать, пора идти на работу, на этот раз повезло, на остановке не прождал и двух минут.
Переоделся, постирал носки и пошел в цех. Валюнин «скользил», вместо него работал Паша Кульгин, и Сергеев, не глядя на меня, холодно ответил на мое приветствие. Обиделся на последнюю разборку на совете бригады, где я сказал, что нам не очень приятно с ним разбираться.
В цехе всё было в порядке, Даже стружку вынесли в конце смены, что обычно не делается во второй смене. Подошел Бараненков:
— Сегодня было отчетно-выборное собрание. Завтра Бычков вывесит график ежедневного подведения итогов. Со следующей недели будешь подгонять его.
Я ничего не сказал, лишь посмотрел на него. С подведением ежемесячных итогов, я сел в лужу и долго не мог понять этого. Никто не хотел подводить и выявлять победителей соц. соревнования. Я решил, не мудрствуя лукаво, подводить итоги по работе и выходам на ДНД. Получалось, кто вышел на ДНД, тот и победитель. Разумеется, такая система несовершенна, но я думал, что лучше такая, чем никакая.
Оказалось, что я не прав. Вернее, на всех не угодишь. Многие недовольны, что постоянными победителям выходили супруги Бычковы, у которых нет детей, и они могли каждое воскресенье выходить на дежурство.
На последнем собрании Щелочкова сказала, что на Доске все победители липовые. Бараненков сказал, что отныне будет более совершенная система подведения итогов. Я выразил сомнение, что такое возможно, мол, ничто не мешало раньше внедрить совершенную систему, однако это не было сделано. Нужно ежедневно подсчитывать, на сколько процентов оператор перевыполнил норму, отсюда и баллы. Подсчеты сложны и этим никто не хочет заниматься. Уверен, что и дальше так будет. Бычков, может быть, и будет первое время подводить итоги, но потом всё заглохнет.
В "Известиях" статья, что в каком-то городе невозможно найти стержни для шариковых ручек. Кто в этом виноват, снабженцы или нехватка мощностей? У нас в городе уже целый год их нет. Изредка выбрасывают, но быстро расхватывают.
Через 15 дней в "Комсомолке" заметка, что освободили от должности директора Ленинградского объединения "Союз", которое выпускало бракованные фломастеры и шариковые ручки. Вот где, оказывается, собака зарыта!
Чем объяснить, что исчез мармелад? Неужели так сложно его приготовление? Нет халвы. Исчезли макаронные изделия, рис, осталась лишь перловка, которая тоже скоро исчезнет. Признают, что в Автограде в два раза меньше магазинов, чем в Центральном районе. Даже имеющиеся магазины пусты, вернее, полки забиты маринованными огурцами неимоверной толщины, бросовыми рыбными консервами.
Люди, тоскующими взглядами, обводят полки и даже не приближаются к ним.
Недавно открыли большой двухэтажный продовольственный универсам, недалеко от "Сатурна". Внутри даже есть эскалатор, который абсолютно не нужен, и, вероятно, никогда не будет работать за ненадобностью. В этом просторном магазине бойко идет торговля хлебом и сахаром, который разбирается на варенье, а после поднятия цен, на водку, на самогон. Стоило ли строить такой дворец, чтобы торговать двумя товарами?
Лектор сказал, что в Польше заморожено строительство на 80 миллиардов долларов. У нас на 500 миллиардов.
Когда впервые пришел к своему новому дому, то среди строителей и начальников увидел старую, но стройную женщину, которую принял за техника. Она говорила о какой-то квартире, где много недоделок. Но по той взволнованности и заинтересованности, я скоро понял, что она говорит о своей квартире. Она рассказывала всё это прорабу, который даже ни разу не посмотрел на нее, и было видно, что он и не собирается с ней считаться. Но ее это не смущало, видимо, привыкла к такому обращению, снова и снова спрашивала, зайдет ли он посмотреть её квартиру, чтобы своими глазами убедиться, как всё плохо сделано.
Она была общительной и со всеми заговаривала, кто на нее смотрел. Сказала, что ее везде очень плохо принимают и ждут не дождутся, когда она уйдет. Умеют же строители хорошо работать, вон, как хорошо отделали квартиру начальника. Все в импортном кафеле. Полная квартира хрусталя и ковров. У нее тоже была возможность приобрести хрусталь, три года жила в ГДР. Муж был чекистом. Тогда уважали, а сейчас никому не нужны. Что ж поделаешь, если смерть приходит. Квартиру ей дали по справке — плохое здоровье. Видимо, нервы. Одета просто. Рассказывает весело, мол, она не жалуется, так уж получилось. Бригадира отделочников задело, что она плохо отзывается о строителях, и спросил:
— Неужели всё так плохо, как вы говорите?
— Представьте себе, — плохо. Все только себе тащат. Своими глазами видела, как маляр прятала в кустах ведро краски. Потом ещё туда принесла, потом третье. Я уж хотела взять себе одно ведро, но не так воспитана. Всё что можно тащат со стройки.
При оформлении документов на вселение в новую квартиру, за подписью зашел к нашему технику, и она напустилась на меня, начала ругать за то, что я не освобождаю квартиру, так как все сроки вышли.
— Вы должны освободить квартиру, иначе я выставлю всю твою семью на улицу! – кричала она на меня.
В кабинете сидели ещё два техника других домов, и, как мне показалось, сочувствующе смотрели на меня, как я оправдываю задержку тем, что наш дом не сдали, и я никак не могу освободить квартиру.
— Знать ничего не желаю! Чтобы завтра твоего духа там не было!
Так на меня ещё никогда не кричали. Я же не виноват. Как она этого не понимает? Но так же сознавал, что женщине представилась редкая возможность позабавиться, всласть покричать на интеллигента в очках. Подобные ситуации постоянно возникают при столь массовом заселении, и никто никого не выставлял на улицу, просто, она показывала, что может это сделать, тем более надо мной, который покорно её выслушивал и даже голос не повысил в ответ. Расстроенный вернулся домой, рассказал Вике эту историю, и о своём намерении, написать жалобу на техника, который угрожает выставить мою семью на улицу, и отнести в седьмой квартал начальнику ЖЭКа. Так я и сделал.
Жалобу приняла секретарь. Через день техник пришла к нам домой извиняться и упрашивать, чтобы мы забрали жалобу. На этот раз она была спокойной и доброжелательной. Что-то говорила в свое оправдание. Вика её пожалела и сказала, что заберет жалобу.
Техник сидела почти посреди комнаты на стуле, лицом к окну, и на этот раз заметила трещину на окне, которую ранее закрывал саженец с лимоном, указала на неё, но угрожать нам не стала, понимая, что сама виновата. У неё синдром маленького человека, который вдруг получил власть над другими, и решил безнаказанно поиздеваться. Она не ожидала ответных действий с моей стороны. Привыкла, что люди безропотно сносят её оскорбления.
Шлифованных деталей мало, и в половине пятого закончил работу и пошел на остановку. Людей меньше обычного, и никто не знал, где остановится троллейбус, т. к. ведется перепланировка подъездных дорог к заводу, и все перемешалось. Подождали полчаса, но ни один троллейбус не подъехали, и я решил пробежаться.
Через 35 минут был дома. Правда, бежать тяжело, от сметаны бурлил живот, и кололо в боку. Купил четыре литра молока и лег спать.
Вечером смотрел телефильм "Структура момента", где главная идея заключена в том, что врать нехорошо, к добру это не приведет.
Ночью деталей ещё меньше, чем вчера. Храмов по небрежности работал не тем калибром и сделал 800 штук брака. Но никакого наказания не понёс.
Бараненков подошел ко мне, показал листок с условиями ежедневного подведения итогов и попросил продумать оценку баллов за каждый пункт. То ли он хочет показать, что считается с моим мнением, то ли это действительно так. Мол, систему оценок будем утверждать на совете бригады.
Через сутки мы встретились, и он согласился почти со всеми моими предложениями, лишь за процент перевыполнения снизил баллы в два раза. Потом сказал, что в 15 часов Ховрин получил тяжелую травму, рука соскользнула в работающий шнек, и отрезало большой палец. Очень жаль, хороший парень. Из всех своих ровесников, приходивших в бригаду, он самый трудолюбивый и положительный со всех сторон. Пришел к нам в 76 году в 16 лет, и два года до армии работал в бригаде, я был его наставником.
Три года прослужил в Морфлоте. Прислал в бригаду поздравительную телеграмму, где написал, что вернётся в бригаду. Когда он пришел в бригаду, то новые мастера не обращали на него внимания, много таких ходит, и операторам было не до него. Я остановил мастера и сказал, что этого парня надо обязательно принять к нам в бригаду, так как он зарекомендовал себя с очень хорошей стороны и, тем более у нас уже работал, и тогда мастер занялся им и подписал бумаги.
И вот сегодня, 4 сентября произошло это. Из Владивостока привез девушку, и уже здесь зарегистрировались, она в положении на пятом месяце. Подумалось, что после такой травмы не каждый вернется работать на старое место.