Нашего подбили!
Конец августа 1941 г. Вторая половина дня. Мы с ребятами играем во дворе. Неожиданно над головами, почти касаясь верхушек растущих на участке елей, со снижением проносится истребитель И-16 («Ишак»). Мотор его чихает и через секунды слышно, что он и вовсе останавливается. Думаем, что самолет упал на поле за поселком – все несемся туда. От кромки поля, виден стоящий вдалеке самолет. К нему бегут люди. Мы прибежали первыми. У самолета летчик. Он хромает, но ковыляет к нам, машет руками и кричит, чтобы все уходили. Кричит, что могут налететь немецкие самолеты. Никто не уходит. Потом, немного успокоившись, летчик сказал, что самолет подбили в воздушном бою, а его самого ранили в ногу. Скоро откуда-то появились военные, увезли летчика, разогнали любопытных и поставили у самолета охрану. На следующий день самолет разобрали и увезли. Но на этом история с самолетом еще не закончилась. Дня через два, когда жители Поповки уже начали уезжать из своих домов, в поселке появилось множество незнакомых людей, вероятно беженцев. На улице нас с Юркой Огановским остановил какой-то мужчина и спросил где тут на днях сел подбитый самолет. Мы, конечно же, проявили бдительность!
– Да, самолет сел, но потом улетел.
– А покажите мне место, где он сел, попросил мужчина, вынул из кармана пачку папирос и предложил нам закурить. От папирос мы отказались, а на поле, где самолета то уже не было, показали. Обманули, как считали, шпиона. Что это был на самом деле за человек, зачем ему был нужен самолет, почему он предложил нам папиросы, никто теперь не ответит. Но именно так все было, и так запомнилось. Недавно прочитал в книге о немецких авиаторах, что для того чтобы немецкому летчику зачли сбитый советский самолет необходимо было письменное или устное подтверждение свидетелей. Может быть это и была цель мужчины? Может быть.
Еще помню. Незадолго до подбитого истребителя. Полдень. Купаемся в пруду за поселком. Слева болотце, заросшее невысокими деревцами и кустами. Неожиданно за болотом в воздухе послышалась стрельба короткими очередями. Низко над нами проносятся три самолета. Впереди немецкий. Летит, выделывая какие-то зигзаги, за ним наши. Рев моторов, стреляют. Мгновение, самолеты исчезли и опять все тихо. Наши самолеты не И-16, а какие-то новые. Таких самолетов я еще не видел. Значит, есть новые самолеты и у наших летчиков.