Станция Поповка
С 1936 года мы живем в Поповке. Это станция Октябрьской железной дороги в 30 километрах от Ленинграда. Наш адрес: улица Культуры, дом 1/3. Улица прямая и длинная, тянется почти до Московского шоссе, проходящего параллельно железной дороге в нескольких километрах. Наш дом рядом с железной дорогой, недалеко от станции. Большой участок, в глубине которого стоит дом, огорожен невысокой металлической оградой. На участке множество высоких елей. Вдоль вымощенной плитняком дорожки от ворот большие рябины. Дом, в котором мы живем, частный. Хозяйки, – две немки по фамилии Бунзен, мать и дочь. Родители купили у них часть дома, точнее, мансарду под крышей, состоящую из двух крохотных комнаток. Подниматься в мансарду нужно по крутой лестнице. На участке стоит еще один дом, многоквартирный двухэтажный, и длинный ряд сараев, в которых жильцы хранят дрова, держат живность: кур, поросят, коз. Родители тоже завели козу. Я даже научился ее доить, когда они бывали на работе. Но козьего молочка мы попили недолго. Однажды ночью нашу козу украли.
В большом доме есть ребята моего возраста, с которыми мы играем и проказничаем. Проказы не всегда безобидные. Около станции продуктовый магазин и шалман (так поселковые называли пивную). Недалеко сарайчик, где принимают утильсырье: тряпки, кости, бумагу. Насобирав и сдав утиль, можно заработать немного денег и купить мороженое или сладкую булочку в магазине. Потом кому-то из нашей компании пришла в голову идея, – не тратить деньги на булочки, а потихоньку таскать их с прилавка магазина. В магазине мелкие булочки навалом лежат прямо на прилавке, огороженные с трех сторон стеклянными стенками и сверху закрытые толстым стеклом. Действуем просто. Дождавшись пока соберется очередь, несколько малолетних воришек создают толчею около прилавка, отвлекая продавщицу, другие, приподняв верхнее стекло, вытаскивают одну-две булочки. Конечно, от булочки каждому достается лишь по крохотному кусочку. Но ведь не это главное. Интересен процесс! Теперь бы сказали – детишечкам хочется адреналина. Потом, когда кому-то из «преступников», все-таки, надрали уши, этот промысел пришлось прекратить.
Летом с нетерпением ждем появления в поселке продавца мороженого с его тележкой. Это бывает не часто. Поэтому, заслышав – «мороженое! мороженое!» сломя голову несемся к продавцу. Мне кажется, что ничего вкуснее довоенного мороженого не было. Для расфасовки мороженого у продавца нехитрое приспособление в виде неглубокого металлического стаканчика с подвижным дном и множество круглых вафель с вытисненными на них именами. Положив вафлю на дно стаканчика, он ложкой достает из бидона немного мороженого, кладет его в стаканчик и накрывает другой вафлей. Потом выдвигает донышко вверх, и вот вам маленькая порция мороженого между двумя вафлями. Есть такое мороженое нужно держа двумя пальцами за вафли, и понемногу облизывая по окружности. Иногда, какое счастье, имя на одной из вафель совпадает с твоим! Стоило такое мороженое три копейки!
Или вот еще штрих тех лет. Однажды прибегает во двор кто-то из мальчишек. – Ребята, у шалмана спит дядька с орденом! Пошли, покажу. Человек с орденом в то время был большой редкостью, и мы помчались. Действительно, на травке у дороги вблизи пивной, «отдыхает» мужчина. На пиджаке у него прикреплен красивый орден (потом узнал, что это орден Боевого Красного Знамени). Как выяснилось позднее, это был летчик, незадолго до того воевавший в Испании. И вот мы тихонько подкрадываемся к спящему герою, присаживаемся на корточки и разглядываем орден. Хочется пощупать. Проходящие мимо люди почтительно обходят орденоносца, тоже поглядывая на его награду.
Помню свое первое «изобретение». Мама часто дежурит в медпункте завода в ночную смену. Бывает, что и отец работает в ночь. Я остаюсь дома один. На улице уже темно. Лежу на кровати с наушниками, слушаю радио. Пора спать. Но перед сном нужно выключить в комнате свет: встать с кровати, дойти до выключателя и выключив свет бежать обратно! В темноте мне страшно. И вот один конец толстой нитки я привязываю к выключателю, а другой к большому пальцу ноги. Потом на кровати закрываюсь одеялом с головой и ногой дергаю нитку, гашу свет. Изобретатель!
Зимой хозяйки дома и родители ходят за дровами в лес, начинающийся за железной дорогой. Пилят сухостойные деревья и на санках небольшим обозом везут дрова домой. Я еще не хожу в школу и обычно упрашиваю взять меня с собой. И вот как-то в один из походов в лесу слышны выстрелы. Кто стреляет не видно. Потом, переходя одну из заснеженных полян, увидели, что по краю поляны ходит с ружьем и что-то ищет охотник. Прошли еще немного и неожиданно наткнулись на убитого глухаря. Что делать? Ну, не отдавать же его. Замаскировав птицу в санях, напилили дров, а вечером птицу приготовили и с удовольствием всем домом съели. Чем не событие? Представляю, как обидно было охотнику!