authors

1429
 

events

194798
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Vladimir_Zhestkov » Если бы не футбол

Если бы не футбол

01.10.1988 – 31.12.1998
Стамбул, Турция, Турция

     Турки любят футбол почти до фанатизма. Ничем другим нельзя объяснить обилие площадок для мини футбола, находящихся в Стамбуле вдоль всего побережья Мраморного моря. Причем площадки эти не пустуют даже глубокой ночью. Зачастую многие наши знакомые, отказываясь от предложений сходить куда-нибудь вечерком,  говорили, что никак у них это не получится, поскольку часа в два-три, а то и пять ночи, каждый раз время менялось, но не значительно, у них начнется игра с друзьями. Следует учесть, что аренда этих  полей стоит весьма немало, а расписана чуть ли не на год вперед. Днем там играют дети, взрослые-то на работе до позднего вечера заняты. Да, что это я вам рассказываю, вы и сами все это видели, когда приходилось в Стамбуле из аэропорта ехать. Ну, а о том, что такое турецкие футбольные фанаты можно даже не напоминать, мало, кто из них со стадиона выходит, не сорвав там себе голосовые связки. Хулиганы среди них, конечно, тоже встречаются, но их не так и много, а вот подавляющее большинство – настоящие болельщики.

 

     К чему это я вам так много о футболе рассказываю, можете спросить вы, так я отвечу. В истории, которая произошла пару десятков лет назад, именно любовь турок к футболу сыграла свою роковую роль. А началось все совершенно нормально, можно было даже сказать замечательно.

 

      В ту пору для снижения налогового бремени, я имею в виду максимального сокращения таможенной пошлины, которой желало обложить подвижников торговли  наше родное государство, весьма популярной оказалась новая, весьма оригинальная форма доставки товара из-за рубежа. Суть в следующем: группа лиц арендовала большой автобус, максимум сидений из него убирала, весь немалый объем набивала товаром, после чего несколько человек, владельцев того самого товара, сопровождали его на протяжении двух с лишним тысяч километров, минуя при этом несколько границ, прямо до своего дома.  До нашей границы практически никогда никаких проблем не случалось, а вот там начинались всякие таможенные игрища. Приходилось разыскивать какие-то малоизвестные таможенные переходы, где персонал не очень-то был разбалован большими откатами или прямо скажем это слово – взятками, и там, как кому повезет, так и получалось. Чаще всего все решалось к обоюдному согласию и удовлетворению. Появились даже настоящие профи, зарабатывающие деньги тем, что им удавалось протащить товар за минимальные деньги, оставленные на таможне. У каждого такого проводника были свои, только ему известные дорожки, приводящие к какому-нибудь таможенному посту, где его ждали в любое время суток, ведь подгадать к какому-то определенному времени было зачастую невозможно. Но это все теории, нас же интересует практика, и то, как все получилось в тот самый роковой день.

 

     С утра все шло нормально,  договоренность с хозяином автобуса имелась, маршрут оговорен, товар закуплен, его только и оставалось привезти на берег Мраморного моря, туда, где обычно парковались туристические автобусы из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Сейчас там все благоустроено, ведь именно на том самом месте построен новый морской вокзал Yeni Kapi, откуда так комфортно и быстро можно добраться теперь до противоположного берега Мраморного моря, в частности до находящегося там небольшого курортного городка Ялова с его уникальными термальными источниками. А в то время там было грязное, не благоустроенное место, практически пустырь. Вот именно туда и начали свозить все участники группы приобретенный товар. Автобус должен был прибыть к девяти часам вечера, ни о каких отменах или иных проблемах речи не было. Мы доставили на эту площадку целую гору коробок с люстрами, как разобранными, так и готовыми к использованию, а также с разнообразными бытовыми светильниками, а также множество розеток, выключателей и прочей электроустановочной мелочевки. К семи вечера все было свезено, осталось лишь дождаться автобус и вместе еще с десятком ребят из других компаний загрузить его и проследить за отъездом. В нем на родину должны были уехать лишь пять человек, в том числе наш парень по имени Андрей, остальные поздно вечером, практически в полночь, улетали в Москву из аэропорта имени Ататюрка. Время шло, автобуса все не было, пришлось разделиться, те, которым выпал жребий ехать автобусом, остались на пустынном берегу около горы разнообразного товара, а остальные помчались в гостиницы, чтобы взять личные вещи и успеть на автобус, который должны были подать организаторы поездки, оформленной как туристическая.

 

     Автобус к гостинице пришел во время, объехал все остальные отели и направился в аэропорт. Как обычно, несмотря на позднее время, шоссе было забито под завязку, но это было учтено, поэтому никто не волновался, что мы можем опоздать в аэропорт. Все шло по плану, как вдруг, словно по команде, движение остановилось, из машин начали выскакивать люди, размахивать руками и голосить, что есть силы, пускаясь при этом в пляс. Мы с недоумением смотрели на эту картину, наш водитель высунулся из окна, что-то спросил, а затем тоже с криком радости выбежал из автобуса и включился в общую вакханалию. Через несколько минут все прекратилось, водители и пассажиры уселись на свои места и кавалькада машин медленно тронулась вперед. Однако мы рано обрадовались, буквально через десять минут все опять остановились, снова песнопения с танцами, откуда-то появились флаги Турции, что вызвало бурю восторга. Мы попытались выяснить у водителя, когда он наконец-то вернулся в автобус, что же произошло. Как не удивительно он сообразил, что от него требуется, и даже ответил, а вот мы так до конца и не поняли. Уяснили лишь, что турецкая сборная выиграла у кого-то в футбол со счетом 2:1, но вот у кого, понять мы не смогли, название было совсем не похоже ни на одну страну в мире в нашем восприятии.

 

    По дороге до аэропорта вся колонна машин останавливалась еще не один раз, все с теми же песнями и плясками, так, что мы уже почти смирились с опозданием на рейс, так как ко времени вылета, мы находились еще в паре километров от аэропорта.  Каково же было наше удивление и радость, когда мы узнали, что регистрация на наш рейс только что началась. Наши попутчики, успевшие добраться до аэропорта во время, рассказали, что в течение двух часов весь персонал аэропорта праздновал победу сборной Турции в товарищеском матче над сборной Швейцарии. Название вот какой страны по-турецки звучит совсем не похоже на привычное нашему слуху. Оказалось, что это была чуть ли не первая победа турок в международных футбольных баталиях, и именно по этой причине так жарко воспринятая на своей родине.

 

     До дома мы добрались благополучно, началось мучительное ожидание автобуса. Вспомните то время – о мобильных телефонах мы уже знали, некоторые даже ими  обзавелись. Громоздкие и не очень удобные в обращении аппараты, тем не менее, совершили переворот в нашем восприятии, и ввели такое новое и непривычное понятие, как оперативная мобильная связь, но о том, чтобы взять его в подобную поездку, речи  не могло и быть, напрочь отсутствовала сеть ретрансляционных вышек, а сами понимаете, без них ни о какой сотовой связи даже говорить не приходится. Оставалось ждать.

 

     Наконец наступил тот момент, когда в телефонной трубке раздался долгожданный голос Андрея. Это был голос сильно уставшего человека, и мы не стали его допрашивать по телефону, тем более, что звонил он с одного из мест промежуточной разгрузки, и хотел только проинформировать нас, что автобус в Москве, а к нам на склад он прибудет через несколько часов, так как мы будем последним пунктом разгрузки. Единственный ответ, который мы услышали на вопрос:

 

     - Ну, в двух словах расскажи, как добрались то, - нас несколько насторожил:

 

     - Приеду, сами  все увидите.

 

     Потянулись новые часы ожидания. Поздно вечером, или лучше сказать в начале ночи, Мерседес 303, огромный автобус турецкой сборки, включив максимум осветительных приборов, медленно переваливаясь с боку на бок, въехал во двор практически не работающего, крупного в недавнем прошлом, научно-исследовательского института, где когда-то были созданы самые совершенные в мире приборы электронного слежения, которыми была оснащена Советская армия. Теперь же, растеряв основной научно-технический потенциал, руководство института безбедно существовало, сдавая целые этажи, а иногда и корпуса в аренду разнообразнейшим нарождающимся коммерческим структурам. Некоторую площадь в одном из подвалов удалось снять и нашей компании.

 

     Андрей высунулся из открытой передней автобусной двери и сделал приглашающий жест рукой. То, что открылось перед нашими глазами, буквально повергло всех в шок. В дальнем углу салона лежала большая серая бесформенная гора, от которой исходил тяжелый неприятный запах.

 

     - Это что? – на выдохе спросил кто-то.

 

    - Люстры в сборе, - последовал моментальный ответ.

 

    - Где?

 

    - Там, - последовал жест, не оставляющий сомнений в неизбежности какого-то происшедшего несчастья.

 

    Несколько часов все сосредоточенно переносили в начале из салона, а затем из всех рундуков автобуса, размокшие, начавшие бурно ржаветь люстры и прочий несколько дней назад еще вполне кондиционный товар, превратившийся в настоящее месиво.

 

     Затем, молча, все попили чая, предварительно разлив по тем же кружкам единственную бутылку водки, хранящуюся в железном несгораемом ящике на самый пожарный случай. Вот этот случай и наступил. За окном рассвело, начался новый день, начался и подробный рассказ о том, что произошло после нашего отъезда.

 

     Автобус ждали до середины ночи, но он так и не появился, зато на рассвете хлынул настоящий тропический ливень, спрятаться от которого было совсем некуда. Промокло все – и товар, и его сопровождающие. Но дальше стало еще хуже. Черная грозовая туча пронеслась над Стамбулом и растворилась где-то вдалеке над морем, но на смену ей надолго повисла серенькая тучка, из которой начал моросить противный, осеннего типа дождичек. Замерзшая, насквозь промокшая пятерка сопровождающих груз начала мастерить хоть что-нибудь, мало-мальски похожее на укрытие.  

 

     Андрей построил настоящую пещеру из коробок, где съежившись, и просидел почти до темноты. И вот тут случилось почти чудо – прибыл автобус. Его водителем, а по совместительству и хозяином был болгарин, который уже не один раз успешно скатался в Россию, знал все, что могло пригодиться в дороге, и относился к тем самым  профи, о которых я упоминал несколько выше. Проработав несколько лет на строительстве газопровода "Дружба", он хорошо знал русский язык, причем в совершенстве овладел его фольклорной частью, что успешно помогало ему иметь дело, как с представителями таможенных служб, так и с теми служителями закона, которые вместо того, чтобы блюсти безопасность на дорогах, нередко занимались там настоящими поборами, доходящими до форменного грабежа.

 

     Виртуозно матерясь, болгарин рассказал, что на турецкую границу он прибыл даже на час раньше, нежели планировал первоначально, но застал там только с  десяток машин и кучку водителей, сидящих под каким-то деревом, со стаканчиками чая в руках.

 

     - Иди сюда, - позвали его, - турки закрыли таможню. Говорят, футбол вот-вот начнется, пока не закончится, они работать не собираются.

 

     - Ладно, - рассказывал болгарин, - я подумал, ну пару часов подожду, деться то некуда, они здесь хозяева, спорить нельзя, только хуже можно сделать.

 

     Когда турки забили первый гол, на таможне началось  такое ликование, что начальник даже пригласил всех водителей в служебное помещение, чтобы они смогли полюбоваться на этот чудо-мяч. Турецкие футболисты не считались фаворитами в матче, поэтому, когда был забит второй гол, восторгу болельщиков не было предела. Даже ответному мячу, оказавшемуся в турецких воротах в самом конце матча, не удалось охладить пыла таможенников и пограничников.

 

     - Отдохните вместе с нами, - позвал водителей начальник таможни, и все гурьбой отправились на ближайшую площадку, где наготове стояли мангалы и имелся полный набор того, что необходимо для настоящего праздника. Граница была на настоящем большом железном замке, только один из пограничников стоял у полосатой будки, с тоской поглядывая в сторону пирующих.

 

     Пир продолжался до самого утра, но мяса, овощей, ракии и пива было столько, что когда утром пришла смена, торжество вспыхнуло с усиленной мощностью.

 

     - Границу открыли к обеду, но после этого надо было хоть немного протрезветь, да чуток поспать, вот я и приехал только что, - извиняющимся голосом проговорил болгарин.

 

- Грузили очень долго, - продолжал свой рассказ Андрей, - во-первых, было мало народа, а товар весь разномастный, да еще мокрый и сильно потяжелевший, во-вторых, в первую очередь начали с нас, чтобы выгружать последними, а тут такой облом, все разъезжается в руках, берешь вроде бы коробку, а она разваливается и из нее все начинает сыпаться. В общем, промучились долго. По дороге было вроде все нормально, но уличная жара быстро проникла в автобус, и товар начал отдавать ту влагу, которую нахватал с избытком. Началась настоящая вонь, несколько раз приходилось останавливаться, открывать все, что только можно, вплоть до того, что некоторые вещи вытаскивали, открывали и сушили, только к нашим даже не подходили. Вот так и получилось, - закончил он свое повествование.

 

      Спросите, чем закончилась эта грустная история? Кое-что из изделий, буквально единицы удалось восстановить, а затем соответственно продать, но большинство проследовало на ближайшую помойку. Дорого нам тогда обошлась безудержная любовь турок к футболу.

 

      А вспомнилась мне эта история, так как совсем недавно на одном из складов нашей компании вдруг обнаружился деревянный ящик, до верха наполненный хрустальными подвесками с заржавевших люстр, хрусталь-то  воды не боится.

 

30.03.2020 в 19:49

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: