Играть в тотализаторе я начал довольно поздно. На очки – в 31 год, а с настоящими деньгами – в 34. И вполне возможно, что, если б не интернет, я бы этим делом вообще никогда не занялся. До сих пор я всегда играл только с помощью интернета. Однако, все особенности моего характера, подтолкнувшие меня к азартным играм, сформировались ещё в детстве…
В детстве я очень любил всё сравнивать. Причём это происходило как-то само собой. Например, изучаем мы в школе Отечественную войну 1812 года, а в голове у меня – раз! – и сформировался вывод: Кутузов был лучше Наполеона (как полководец). С восьми лет я стал большим любителем детективов и боевиков (в более раннем возрасте они меня пугали, а тут перестали пугать) и тоже автоматически сравнивал, кто лучше дерётся. Например, Шерлок Холмс лучше доктора Ватсона и чуть-чуть лучше профессора Мориарти, но хуже полковника Морана, с которым он в одиночку не справился. Это я сейчас вспоминаю советский сериал с Василием Ливановым – в других фильмах расклад может быть и другим. В общем, этот лучше этого, этот лучше этого, а этот лучше этого, и получается цепочка общих соперников. Точно так же я сейчас анализирую уровень мастерства тех или иных боксёров, когда играю в тотализаторе.
Точно так же я сравнивал друг с другом различные фильмы, книги, музыкальные группы и т. д. Да и сейчас этим занимаюсь. Или ещё бывает интересно сравнить какую-нибудь книгу и несколько её экранизаций. Возьмём, например, «Остров сокровищ». Саму книгу Стивенсона я оцениваю примерно… на семь баллов из десяти. А фильм с участием Олега Борисова – на восемь. А фильм с участием Бориса Андреева – как минимум на девять. А мультфильм «Остров сокровищ» – на всю десятку. Кстати, по-моему, это лучший советский и российский мультфильм. И один из двух лучших в мире.
Но, кроме привычки всё сравнивать, у меня были и другие предпосылки для увлечения азартными играми. В детстве я имел два недостатка… Точнее, недостатков у меня было гораздо больше, но к нашей теме относятся именно эти два. Во-первых, я испытывал проблемы в общении с окружающими и, во-вторых, страдал «клиповым мышлением». Термина «клиповое мышление» тогда ещё не существовало в нашей стране – он появился только лет через пятнадцать, а то и двадцать – но само явление, безусловно, имело место, и я на своём примере могу показать, что это означает. Представьте: вы находитесь в школе, на уроке, и вам объясняют теоретический материал. На вас сыплется непрерывный поток информации, вы внимательно слушаете и всё отлично понимаете. Но – вот незадача! – вашей памяти хватает только минут на пять (это как раз и есть продолжительность одного видеоклипа). В результате, если поток информации не прекращается, то более новая информация вытесняет из вашей головы более старую (русская народная пословица: «В одно ухо влетает, а в другое вылетает»). Ну и поскольку продолжительность одного урока гораздо больше пяти минут, то, выходя на перемену, вы испытываете странные ощущения: вроде бы отлично понимаете всё, что вам сейчас объясняли… а вспомнить ни хрена не можете. Придётся дома учить этот материал с нуля. Ничего в голове не осело.
Вот эти два недостатка основательно испортили моё детство. По крайней мере, и школу, и детский сад я вспоминаю с явным отвращением (в детском саду мне довелось отмотать года четыре). Но тут есть и несомненный плюс: кажется, я полностью лишён чувства ностальгии. У меня нет таких желаний, как «Хочу обратно в детство!», «Хочу обратно в школу!», «Хочу обратно в Советский Союз!» Нет этих глупостей – мне совершенно нечего делать ни там, ни там, ни там. Я не живу прошлым, а живу настоящим и немножко будущим.
Но эти же два недостатка напрямую повлияли на мои интересы и увлечения – и, в конечном итоге, подтолкнули меня к азартным играм. Проблемы в общении подразумевали, что мне будут больше нравиться индивидуальные виды деятельности, чем коллективные (это касается чего угодно: и спорта, и работы, и отдыха…) А «клиповое мышление» заставляет выбирать такие виды деятельности, которые не требуют долгого и непрерывного умственного труда. То есть думать вообще-то можно, но не слишком долго. Подумал пять минут – перекур. Ещё пять минут подумал – ещё перекур. Кстати, в школе у меня сначала была хорошая успеваемость по математике, но чем дальше, тем хуже, и всё как раз из-за этого: по мере усложнения задач над ними приходилось думать всё дольше и дольше, не отрываясь. Моё «клиповое мышление» этому сильно мешало.
А теперь представим себе, чем занимаются люди в тотализаторе. Это индивидуальный вид деятельности или командный? Конечно, индивидуальный, если не рассматривать каких-то исключительных случаев (например, когда игрок постоянно со всеми консультируется, на кого ему поставить). А думать там надо? Надо, но не слишком долго, и это очень зависит от количества ставок на единицу времени. А количество ставок вы можете выбирать сами. Устала работать голова – можно больше не ставить. Для меня идеальное расписание – две ставки в неделю. Бывает, что я играю более интенсивно, но при этом уже начинаю чувствовать, что голова перегружается. Хотя, конечно, если я увижу сразу пять-шесть абсолютно предсказуемых спортивных событий, то всё равно на них поставлю.
Короче, я настолько предрасположен к азартным играм, что можно даже удивиться, почему занялся ими так поздно. Ну, тут тоже есть объяснение: во-первых, я человек очень осторожный и, во-вторых… не исключено, что достаточно жадный. Естественно, на меня оказывала влияние встречающаяся повсеместно информация о разорившихся игроках. Так что нужный градус азарта я почувствовал далеко не сразу…