authors

1432
 

events

194981
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Aleksandr_Blok » Дневник 1901-1902 года - 9

Дневник 1901-1902 года - 9

26.03.1902
С.-Петербург, Ленинградская, Россия

26 марта

26 марта я познакомился с Мережковскими. Зинаида Николаевна дала мне философию Бугаева. Вот отрывки [и критика (?):]

 

Уже два года я испытывал ни с чем не сравнимое чувство… Я ждал, кто заговорит… И вот началось.  Раздались трубные призывы… Вл. Соловьев прочел лекцию «О конце всемирной истории».  Д. С. Мережковский упомянул о проснувшихся слишком рано  («Толстой и Достоевский», т. I).

 

 

И природа и люди как бы не те, что прежде. «Конец мира близится». «Стучит у дверей».  Так ли? Или это  только кажется?

Так или иначе, но руки отваливаются от всякого дела. Все поздно. Ждешь…

Можно ли верить милой, но бредной сказке? Но тоска растет, переходит в священный ужас.  И невольно веришь, что если сроки не сократятся, то никто не спасется…

Мы молчим, но события не минуют нас. «Или мы, или никто»  (слова Мережковского). Быть может, мы только предтечи «запечатленных»,  при которых «оно»  совершится. Так или иначе, но мы — участники (хоть бы и косвенные) совершающейся мистерии…

…Что касается «знания»,  то, на мой взгляд, может быть и вполне ошибочный, г. Мережковский или ничего  не знает, или же знает слишком  много, но не договаривает… Да и для него будить, если еще рано, потому что ведь — «горе проснувшимся слишком рано».

В моем письме нет ничего, кроме мучительной просьбы быть откровеннее, подать явный знак,  или совсем не упоминать о «скрываемом»,  если «оно»  существует.

 

Моя критика: нет ли здесь у Бугаева некоторого сомнения в существовании «его»? Если есть — ужасно, ибо ведь выйдет уже не «поверженный», а «отрицаемый» бог!? «Томление духа» есть бездна смерти и явится здесь, если еще не явилась, как опрокинутое «веселие духа».

Все письмо Бугаева кончается десятью положениями, «с которыми приходится считаться всякому, прикоснувшемуся к главному».  Вот некоторые из них:

 

4) Священная тоска становится нестерпимой.

5) В этом скоплении ужаса узнаешь приближение Антихриста.

6) В воздухе носится «вечная женственность» (жена, облеченная в солнце, долженствующая родить младенца мужского пола, которому надлежит пасти народы жезлом железным).

7) Но и великая блудница не дремлет.

8) Христианство из розового должно стать белым, Иоанновым («Убелили одежды кровью Агнца», «белый всадник», белые одежды, белый камень, белый престол, белоснежные серафимы, матушка ты наша белая, — см. Записки Серафимо-Дивеевской обители). Белый цвет — соединение семи церквей, семи принципов, семи рек, текущих из рая в поток, скачущий в жизнь бесконечную, семи светильников; соединение семи чувств (осязания, обоняния, вкуса, слуха, зрения, ясновидения — шестое открывающееся чувство, интуиции). Соединение голосов семи громов, снятие семи печатей; это наше христианство.

10) Нужно готовиться к нежданному, чтобы «оно»  не застало врасплох, потому что близка буря, и волны бушуют, и что-то смутное подымается из вод.

 

Подписано: Студент-естественник.

20.02.2020 в 11:55

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: