Мой сын, едва только научившись читать, взялся за «Незнайку». Книга была ему знакома по многократно прослушанной грампластинке. Закончив читать последнюю страницу, сын немедленно начал читать книгу заново.
- Владик, другие книги есть!
- Мне Эта нравится, - парировал сынуля, не отрываясь от чтения.
Дочери моей было лет шесть, когда я раскопал в букинистическом магазине потрёпанную, большого формата, знакомую мне с раннего детства, книгу того же Носова: « Витя Малеев в школе и дома».
- Миша, Кате это не интересно уже будет. Сейчас другое время уже, другие книги, - заметила моя жена, дожидавшаяся вместе с дочерью меня на улице.
- Сейчас посмотрим! – И я принялся читать вслух уже в следующем магазине, где супруга заняла очередь за дефицитной тогда, свеженькой, «мокрой» колбасой. Катя моя стала смеяться над Малеевым и Шишкиным с первой страницы. Домой мы возвращались из центра на автобусе и я продолжал чтение. Слушала уже и жена, и близко сидящие люди. Деваться им было некуда.
Через несколько лет любимцем Кати стал современный сказочник Волков со своими Железными Дровосеками и Мудрыми Страшилами. Книг его у Кати было пять или шесть, в общем, все, сколько их было. Но мне читать их не довелось. Помню только, что читала она их точно, как старший брат: одну за другой, возвращаясь к первой бесчисленное множество раз.
Что касается меня самого, то читать самостоятельно я начал задолго до поступления в школу, и «Старик Хоттабыч», который мне очень понравился, не был первым. Из книг, прочитанных в детстве, я хорошо помню киргизский эпос «Манас». «Манас великодушный». Наверное, можно сказать, что это была моя любимая книга, потому, что читал я её множество раз в прекрасном переводе одесского поэта Семёна Липкина.
Об этом я узнал, конечно, позже, когда лет сорок назад мне попалась моя любимая книга в букинистическом. Стоит ли говорить, что я её купил? Купил, и с наслаждением перечитал. Приключения Манаса, его китайского друга Алмамбета, соперничество с коварным Конурбаем, сражение с Кинжалорукими, объединение всех киргизов, любовь к красавице Каныкей… К сожалению, вся моя библиотека тех лет пропала. Но это уже другая история.
А сейчас, когда я хотел найти в интернете изображение Манаса, я узнал, что в 2012 году памятник ему был установлен в Московском парке Дружбы возле Ленинградского шоссе. Это дар киргизского народа. Прекрасный дар.