Со второй женой Тамарой какое-то время мы жили в ладу, нас как бы связывала любовь к искусству. Я перевел на французский язык несколько стихотворений Лермонтова и Тютчева, а Тамара сочиняли к ним музыку. С этими романсами она выступала в кабаре « Казанова».
Серьезной брешью в наших отношениях был мой отъезд в Испанию. Там шла гражданская война Франция и Англия придерживались политики «невмешательства», в то же время нацистская Германия и фашистская Италия посылали туда на помощь генералу Франко и войска, и вооружение. Из Франции же могли идти по решению правительства только гуманитарные грузы - продукты, медикаменты.
Положение Мадрида и законной власти с каждым месяцем ухудшалось. Наш профсоюз отправил в Испанию три машины с медикаментами. Добровольцем вести одну из машин вызывался и я. Мы доставили груз в Барселону. Мне, как имеющему патент младшего лейтенанта после окончания Сен-Сир, поручили формировать маршевую роту для батальона «Домбровский».
Но 14 сентября итальянские самолеты «Капрони» разбомбили город и стоявшие в порту пароходы. В гостиницу, где я ночевал, попала крупная бомба. Откопали меня из-под развалин с тяжелой контузией.
Месяц я лежал в госпитале. Думал, что дебилом останусь на всю жизнь. Выкарабкался, выжил.