Моя мать решила, что хватит мне «болтаться»-надо получать образование. Чешские легионеры, повоевав против Советской России на Волге, отплывая из Владивостока увезли с собой часть золотого запаса России. Из этим сумм правительство Масарика выделило фонд помощи русским эмигрантам в получении образования. В частности, была открыта русская гимназия около города Моравска-Тршебова. Помещалась гимназия в бараках, построенных для военнопленных офицеров в первую мировую войну. Имелась даже церковь. Преподавательский состав был разношерстный. Директор А.П. Петров-бывший инспектор классов благородных девиц Смольного института, блестящий знаток русской и мировой литературы. Курс истории читал Светозаров, бывший министр донского «правительства». Были среди преподавателей и вчерашние генералы и полковники. Были и эксцентричные личности вроде учителя французского языка, некоего Стетлера. Зимой он ходил босиком и без шапки. На наши вопросы он отвечал» «Мой систем: ноги холодный, голова пустой.»
Еще более пестрым был состав гимназии. Наряду с мальчишками вроде меня сидели великовозрастные дяди, прошедшие по дорогам гражданской войны, поручики и есаулы.
Учили нас, в общем, неплохо. Лично я в июне 1923 года окончил гимназию с золотой медалью, но получение аттестата зрелости, как часто случалось в моей жизни, было связано с анекдотической историей.. Я был влюблен в некую Олечку М. из 7-ого класса. Это были платонические воздыхания, репетиторство по математике. С приближением экзамена на аттестат зрелости я подал заявление: «Прошу оставить меня на второй год, так как я влюблен и не могу покинуть свою пассию.» На педсовете директор, которого уже вид моей физиономии приводил в транс, сказал: «Или он или я.. Заставим его держать экзамены… Посмотрим, что он знает???». Пришлось отомстить: на экзамене ему по русской литературе я пытался спеть «Бородино»…