После того, как частную торговлю в одночасье прикрыли, с продуктами питания стало опять очень тяжело. А лето 1946 года запомнилось сильнейшей засухой, тогда вообще наступил настоящий голод. И он также внезапно прекратился с отменой карточной системы. Чудеса социалистической экономики!
Хорошо помню последний день перед денежной реформой. Это было уже после войны, 13 декабря 1947 года. Реформа произошла 14 декабря одновременно с отменой карточек на хлеб и основные продукты питания.
Деньги меняли «один к десяти». Сумма, разрешенная к обмену на новые деньги, ограничевалась каким-то, видимо, небольшим, пределом. Так что, те, кто имел большие деньги, теряли на этой реформе очень много. Мои родителей лишних денег никогда не имели поэтому для них реформа катастрофой не была. А бабушка моя была женщина предприимчивая, прижимистая, всегда, как теперь говорят, вела какой-то бизнес. У неё денежки водились.
И вот, вечером, накануне введения новых денег, дед вдруг дал мне рублей восемьсот, или тысячу. По тем временам – большие деньги! Наверное, они всё равно у них пропадали. С этими деньгами я с другом Гришей отправились в поисках чего-то съестного. Но все магазины в связи с предстоящей реформой закрылись, нигде ничего не продавалось, потратить деньги было негде.
Мы забрели на центральную улицу Сумскую, в тот вечер тёмную и малолюдную. Светились огни только в ресторане «Люкс». Зашли туда. В ресторане полно народа. В основном, «гуляли» офицеры с женщинами и какие-то подозрительные личности. В помещении холодно, и все в верхней одежде. Играл оркестр. Все громко разговаривали, размахивали руками, курили. Чувствовалась крайняя степень возбуждения, какой-то надрыв. И все поголовно пьяные. Настроение, как перед концом света. Пир во время чумы! Такие сцены я видел впоследствии в кино, когда показывали отчаявшихся, проигравших гражданскую войну белых офицеров, теряющих Родину!
А в ресторане подавалась только водка. Из закуски – солёные огурцы да квашеная капуста. Хлеба не было! И никакой другой еды!
Мы, 15-летние ребята, чтобы быть как все, тоже взяли бутылку водки – тёплой, противной. Огурцы и капуста тоже невкусные, кислые. Так эта водка и осталась, почти не тронутая нами...
Зато на следующий день открылись магазины, в которых появилось невиданное обилие продуктов. Цены высокие – «коммерческие». Правда, продолжалось это обилие совсем недолго. Но главное – появился хлеб, который теперь уже был всегда и продавался без карточек! Карточная система отменена! И деньги были уже другие. Ценились они гораздо дороже прежних.
И последнее, из сильных впечатлений того, военного времени.
Есть масса воспоминаний моих современников о том, как они встретили день Победы. Как правило, говорят и пишут о том, что этого события ждали со дня на день. Но я помню, и такое впечатление было у всех, кто был рядом со мной: о победе мечтали, её действительно с нетерпением ждали. Но ощущения, что она должна наступить вот-вот, не было! Даже, когда уже шли бои за Берлин, уверенности в том, что война ни сегодня- завтра закончится, не было! Говорили о возможности появления какого-то нового оружия у Гитлера, да и действия союзников не вызывали доверия. Ведь они долго раскачивались, прежде чем открыть 2-й фронт, и открыли его только в июне 1944 года! И хотя в городе уже давно отменили светомаскировку, зенитные орудия ещё долго стояли на стадионе, недалеко от нашего дома - на случай воздушного налёта.
Когда в ночь на 9 мая я проснулся (я всегда был сладкоежкой, и мне захотелось полакомиться, а в буфете, я знал, оставался от первомайских праздников кусочек шоколада), вдруг услышал грохот, артиллерийские залпы. Решил, что это - бомбёжка. И так подумал не только я. Все перепугались. Но тут с улицы донеслись радостные крики. Не понимая, в чём дело, люди повыскакивали из домов. Это были крики радости! А стрельба оказалась праздничным салютом.
Вот так она пришла – долгожданная Победа!!!