authors

1493
 

events

205694
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Nina_Izmaylova » Геологические истории. Первое поле

Геологические истории. Первое поле

10.05.1972
река Унья, Амурская, Россия

    Итак, в мае 1972 года мы приехали в Зею, Зейскую геолого-съёмочную экспедицию. Зея оказалась очень уютным живописным городком, на берегу реки Зея (левый приток Амура), у подножья хребтов Тукурингра и Соктохан. Весной городок утопал в зелёном бархате от распускающихся лиственниц. Снабжение в городе по тем временам было довольно сносное. Гидростроители готовились к перекрытию реки, чтобы возвести Зейскую ГЭС. Как молодым специалистам никакого жилья нам не дали. Жили в местной гостинице (туалет на улице, вода в колонке) неделю, потом нас вертолётом МИ-4 закинули в «поле». Наши вещи, это тюк с постельными принадлежностями, таз, пару кастрюль, да пару рюкзаков, мы оставили на складе экспедиции.

    Определили нас в Джескогонскую партию, фронт работ которой (2 топографических листа масштаба 1/50 тыс.) располагался на границе с Якутией к северу от Зеи за хребтом Джагды. Далее простиралась Якутия, хребет Черского и т.д. База партии располагалась в устье реки Унья. База - это несколько рубленых избушек, несколько обустроенных палаток, на берегу баня по чёрному, столовая с пекарней, лабаз, ледник, да туалет. Я была поражена пейзажем. Кругом огромные горы с заснеженными вершинами, абсолютные отметки которых достигали 2000 м над уровнем моря. Относительные превышения до 900-1000 м. Состав партии был более интеллигентный, чем в разведке, здесь ИТР преобладали над рабочими. Последнее слово было за нами, и ругаться рабочим было запрещено. ИТР - выпускники Ленинградского горного, МГУ, мы из ВГУ, техники-геологи уж не помню откуда.

    Разместились по палаткам, нам досталась палатка с железной печкой, столиком и нарами, и стали готовиться к работе. Суть работы заключалась в следующем: составление более точных геологических карт и попутные поиски полезных ископаемых. В Советском Союзе работы велись по плану. Вся территория была покрыта геологической съёмкой масштаба 1/200 тыс. Это довольно редкая сеть маршрутов через 2 км друг от друга. Геологическая карта отрисованная по этим маршрутам была довольно схематична. Мы занимались геологической съёмкой масштаба 1/50 тыс., при которой густота маршрутов 500 м и результат – довольно точная геологическая карта. Протяженность маршрутов 6-7 км, с обязательным описанием точек через 500 м, ну и описанием всего хода, особенно обнажений с точной их привязкой. Поэтому идёшь строго по компасу и считаешь шаги парами или тройками. У меня 33 пары – 50 м. Часто после маршрута ещё долго машинально считаешь в уме.

    В маршруте ведётся отбор образцов всех разновидностей пород, и обязательно пробы изменённых пород, кварца на спектральный анализ. (Это часть поисков полезных ископаемых, в основном золота). 5-6 км маршрута это вроде бы и немного, но ещё временами 10 км подход до начала маршрута и столько, же после окончания пустым ходом. Вот и набегает 25-30 км по пересечённой горно-таёжной местности, через завалы, болота, реки и горы.
Первые маршруты делали с базы. Нас, как молодых специалистов, поставили стажироваться к опытным геологам. В маршрут обычно ходят по 3 человека. Геолог ведёт маршрут, геофизик через 50 метров замеряет радиацию радиометром на предмет обнаружения урана (стратегического сырья) и маршрутный рабочий, который несёт рюкзак с пробами и образцами. Но часто третьего не бывает, поэтому образцы несёт геофизик, часть камней прихватывает и геолог.
В первый маршрут меня прикрепили к двум опытным специалистам: Люсе из МГУ и Мишке геофизику из иркутского техникума. Маршрут представлял собой «стиральную доску», т.е. три подъёма на довольно высокие горы, и соответственно три спуска. Мои наставники – это были уже довольно тренированные ребята, что лоси, я за ними плелась чуть живая, а в конце маршрута чуть ли не на четвереньках. Ноги в сапогах с портянками сбила о камни и всякие сучья. Приплелась на базу, что-то поклевала на кухне и от усталости упала на нары без чувств. Утром встала, всё тело болит, как будто по мне кто-то походил. Я почему-то думала, что на следующий день мне дадут отдохнуть. Но не тут-то было, опять в маршрут, но благо маршрут был маленький и не по бурелому, а вдоль реки по коренным обнажениям, всего 2 км. Такие маршруты очень важны, т.к. обнажения детально описывают, зарисовывают контакты слоёв, замеряют углы падения, отбирают образцы. По этим данным потом строят геологические разрезы. Ну, Люся с Мишкой там что-то соображали, писали, а я отдыхала, блаженствовала, валялась на солнышке, на каждом обнажении. Позже Люся мне говорила, что они были очень недовольны тем, что им навязали такую размазню.

    Потихоньку я втянулась в работу. Рабочего, чтобы таскать камни мне не хватило, дали в помощь девчонку-студентку-геофизика и вперёд. Оружие в тот год мы с мужем получить не успели. В следующем полевом сезоне и далее мне выдавали семизарядный револьвер системы «наган» 1936 года выпуска. К нему давали 2 обоймы и 4 патрона на пристрелку. По окончании полевого сезона нужно было письменно отчитаться за каждый патрон. Вот и ходили мы в маршруты две безоружные девчонки, в районе, где зверья было полно. Но господь миловал, в этой партии за два полевых сезона я не встретила никого, ни зверей, ни людей. Самый ближайший эвенкийский посёлок Бомнак, находился в 200 км к северу от нашей площади. Иногда в каком-нибудь гнилом месте было жутковато, тогда я просила студентку посвистеть, она это умела, свистела как соловей-разбойник.

16.06.2019 в 12:35

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: