4 октября. Продолжены работы в колонизационном отношении по р. Иодзыхэ. Почерпнутые сведения по вопросу о местных нравах удивительны. Едва кто-либо хочет приподнять завесу, опутывающую их быт и жизнь, китайцы всячески стараются сбить с толку и преследуют беспощадно того, кто что-либо расскажет. При таких условиях крайне трудно собрать статистические сведения. Приходится руководствоваться только личными соображениями и наблюдениями.
...Сегодня мы вернулись поздно, я убил большого орла. Еще издали я заметил, как две птицы спустились к реке. Подкравшись по камышам, я выстрелил и убил одного из них.
Орлы, увлеченные дракой с воронами из-за рыбы, не заметили моего присутствия на другом берегу реки. Собака бросилась вплавь, хотела схватить и принести мне птицу, но, увидав, что это ей не под силу, вернулась назад. Кроме того, я видел козу с двумя козлятами и не стрелял, а только полюбовался этими грациозными животными. Мы с Мерзляковым решили продолжать работы, разделившись на две партии. Он пойдет по р. Иодзыхэ, а я -- по реке Синанца вперед дня на два пути, кверху. На реку Санхобе с письмом к Пальчевскому я решил послать двух людей, которые и должны доставить ему сведения о шхуне для отправки лишних людей во Владивосток.